Я очень люблю видеть в своей френд-ленте отзывы о книгах. Вот решила, наконец, завести тоже книжный пост, который буду периодически поднимать. Писать буду только о художественных книгах. Проффессиональных тут не будет, так же как и не будет тут оценок в 10-ти бальной шкале, но постараюсь вставлять хотя бы немного впечатлений и ощущений от книги. О совсем непонравившихся тоже писать не буду, ибо я просто физически не умею дочитывать книги, которые у меня не идут ><
Читать люблю, люблю погружаться в книги, заглядывать в истории. Хотя читаю и не слишком много) Чтобы стало понятно о вкусах, сразу скажу, что нежно любимые мной книги, это Мариам Петросян "Дом, в котором...", М. Фрай "Лабиринты Ехо", К.С.Льюис "Хроники Нарнии", Михаэль Энде "Бесконечная книга", А., Ч. де Линт "Городские легенды", В. Крапивин "Дети синего фламинго" и Дж. Кэмерон "Путь художника". Пока что, это самые-самые.
Октябрь:Итак, книги за октябрь:
"Белая тетрадь", Софья Ролдугина.
Захотела прочитать после ее же "Ключа от всех дверей". Чтож, Ролдугина тут узнается) Прочитала быстро, почти проглотила. Та же искренность главной героини и ее прекрасного мальчика... просто чудесной, обаятельнейшей сволочи!))) Вот честно, не люблю любовные романы, но перед Ролдугиной тут устоять не могу, так нежно, искренне, живо, с юмором и легкой ехидцей она описывает отношения. Остальное тут даже как-то уходит на задней план. Читала запоем и с умилением. Мальчик там, действительно, очарователен. Хотя этому мальчику перевалило за несколько сотен лет, а девочка только будет поступать в институт) Ситуация в этом плане полностью противоположна "Ключу". Сам "Ключ" в свое время, правда, мне понравился намного больше - он пронзил, наполнил, запал в душу. Это вещь немного слабее, как мне кажется, но тут я расхожусь в мнениях с другими. Кому нравится Ролдугина, почитать стоит)
"Арена", Никки Каллен.
Книга для осенних вечеров, которую не стоит читать разом. Не более рассказа за вечер, иначе миры смешаются и все исчезнет. Сюжеты в книге не так важны как общая атмосфера рассказов, запахи, шорохи, цвета и оттенки. Очень атмосферный язык, со своими особенностями и своей пунктуацией. Если задуматься, то из всех рассказов мне понравилась ровно половина) Но при этом ощущения от книги остаются теплые и ароматные, как запах кофе или горячего шоколада, когда за окном буря, ночь, а в внутри свечи и тусклый свет желтой лампы. Название каждого рассказа - песня альбома группы Duran Duran (так, автор хотела выразить им благодарность за любимую музыку). В каждом своя атмосфера: то винтаж, резные столы, массивные шторы, то ролевицкие походы, мечи, отрывки "Мельницы" в плеере, то готичные замки с вампирами, то красные светильники дорогих отелей. И каждая атмосфера насыщена элементами декора, названиями книг, групп и песен, и остается только гадать, когда автор так прониклась всеми этими культурами. И в начале каждого рассказа ты заранее знаешь, что один из героев к концу умрет. Но кто это: главный герой, злодей или случайный прохожий на остановке - узнаешь только на последней странице.
Вот честно, я бы подумала, что книга мне не понравится но поди ж ты... Сразу скажу: ее не (!) стоит читать тем, кто больше всего в книге ценит насыщенность сюжетов, потому что именно она зачастую страдает. Стоит читать тем, кто очень ценит красоту и необычность языка. Я читала ее очень долго, несколько раз откладывая, потому что атмосферность языка иногда даже начинала немного утомлять. Но каждый раз после перерыва было очень приятно снова брать ее в руки и открывать страницы. Вот ведь)НоябрьНоябрь:
"Журавленок и молнии" В. Крапивин.
Классический Крапивин с классическими идеями Крапивина: дружба и борьба за справедливость. И именно за эти темы я его и люблю. Герои - мальчишки разных возрастов. И дружба у них простая и настоящая. Я очень хорошо знаю эти компании с деревянным оружием наперевес и игры, где на самом деле все по-настоящему... Где и предают, и приходят на помощь вовсе не понарошку.
Конкретно в этой книге, правда, сильно царапал момент, что несправедливость показана как нечто нормальное. Переживаемое мальчишкой, непринимаемое, но нормальное. Почему-то именно это встречаю у Крапивина впервые. Все имхо, естественно. Но именно это царапало сильно. В остальном книга, правда, хорошая. Очень искренняя и живая. И конкретно ее я бы скорее порекомендовала не детям, а родителям, которые иногда практикуют "дедовское воспитание". Слабо представить, как даже не самое страшное насилие в семье и превосходство может восприниматься ребенком?
"Сказки старого Вильнюса", ч-1, Макс Фрай.
Как же я ждала эту книгу. И как же мне теперь невероятно обидно! Такое ощущение, что мне пообещали чудо и дали подделку. А потом еще раз пообещали! И снова подделку. А я все сижу и жду, потому что очень-очень хочу чуда... Вроде и идеи есть, и улицы разные... Но такое ощущение, что рассказы созданы по какой-то схеме, которой раньше я никогда не встречала у Фрай. Улицы настоящие, а рассказы - нет. И после "Большой телеги" (нежно любимой мной, к слову) 2009-го все фраевские книги идут куда-то мимо меня. Даже "Шаванахола", которая многим нравится. Пфф. Даже дочитывать не буду. Не могу.ЯнварьЯнварь:
Тетралогия Анники Тор.
"Остров в море", "Пруд Белых Лилий", "Глубина моря", "Открытое море". По сути, названия книг очень хорошо отражают их содержание и, главное, изменения отношений главной героини к небольшому острову в Швеции и своей новой жизни. Сестры, две девочки-еврейки, были эвакуированы из захваченной нацистами Австрии. И отправлены в Швецию. "На край земли" как говорила Штеффи. Страну с другим языком, на котором сначала нельзя понять ни слова. Другой религией Пятидесяцкой церкви с жесткими рамками и непонятными девочкам основами. Совсем другим образом жизни. И постоянными мыслями о том, что происходит там, за океаном? Что с мамой и папой?.. Почему так произошло? История пронзительная. И печальная. Отдельное спасибо автору, за то, что не стала "нагнетать атмосферу" на такой благодатной почве. Жизнь девочек показывается живой и правдивой. Почему эти книги иногда выкладывают в теге "детских книг" я не понимаю в упор (и, по сути, не я одна). Раньше подростничества последние две читать просто нельзя. Тема взросления, ответственности, выбора в книжке прочувствована очень хорошо. Поэтому книги, в течение которых проходят шесть лет, выглядят такими разными. Язык прост и выразителен. И читается легко - четыре книжки у меня прошли всего за три дня. Оставив за собой немного грустную ноту в сердце, запах ветра и соленый привкус на губах.
"Кровь артефакта". Р.Васин.
Оии, мура-мура-мура))) Нет, конечно, когда сталкеры на машине времени отправились к фашистам, заключавших инопланетян, чтобы помогать им отбиваться от зомби, я уже почувствовала, что дело тут нечисто... >< Но за эпизод с беркутом (из-за которого, к слову, и начала читать книжку) все им прощу. Поняла, что искренне люблю эту птичку. Короче, в сюжете напихано все, что только можно, и из самых разных областей. Ни-ко-му советовать не буду!!! И так по написании второй фразы стыдно было, что такое читаю))) Но прочитала с интересом, не скрою.ФевральФевраль:
"Планета людей". Экзюпери
Я не знаю, что написать. Читая первую треть книги, я восхищалась языком. Каждое предложение - мысль. И я думала, как один человек, раз за разом молча выравнивающий самолет в 400-ах метрах над плоскостью, может нести в себе столько мудрости. Причем тихой, ненавящивой, невычурной мудрости, выражающейся не в пафосных "уроках жизни", а в особом чутье, взгляде на происходящее.
Через вторую треть книги я пробиралась, тащилась и ползла. Без всякого интереса и вовлеченности. Хотя разум понимал, что истории пустыни стоят того, чтобы вникнуть и погрузиться в них целиком. Но мимо. Совершенно мимо. Читать какие-то 60 малоформатный страниц 20 дней - немыслимо.
А третью часть книги я дочитала только что, разом. И совершенно не знаю, что сказать. Бессмысленная пустыня обрела смысл только потому, что является неотъемлемой частью земли. Населенной людьми. Заводящими мотор в предрассветной серости, разжигающие костер и свет в полузаброшенных домах. Осмысленными. И каждый вздох их осмысленен. Как связь с миром, связывающим всех нас тонкими нитями ветра и жилами земли.
Думала пару часов назад, что буду писать о том, что предпочитаю книги с более выраженным сюжетом и завершенностью. Но нет. Ни разу нет.Март:Март.
"Валькирия. Тот, кого я всегда жду." Семенова.
Достойно. В высшей степени достойно. И, судя по отзывам Фантлаба и Озона, не только я, дура впечатлительная, так считаю. Стиль языка, старославянский, певучий, словно в баснях, сначала показался чужим, а смысл слов - родным и понятным. Так и пробиралась, пока не привыкла к ритму. А привыкла - и за два вечера книжка кончилась. И, наверное, мне не хватило послесловия, как проигрыша в конце песни, чтобы эмоции и слова от прочтения сложились в замкнутую цепь. Мне очень понравилась сама Валькирия. Тем, что несла собой и мужественность, и самоотверженность, а посмотришь, и ведь девчонка девчонкой. Глупая и верная. Очень чуткая. И все казалось, что плохое с ней должно приключится. Что рухнут надежды и разобьются льдинками. И ведь не защитишь ее, и сама себя она не защитит. Всех прочих раскидает, а дорогого себе не защитит. И как я рада, что конец сложился так, как сложился. Что не автор, а добрые лесные духи все же позаботились, сберегли, как не сберегли остальных. Ведь нельзя же всем надеждам рушится, нельзя.
Язык поначалу сложен, но только поначалу. Сюжет жив и текуч. А после прочтения остается что-то тихое и глубокое внутри. Гулкое, как звон дерева, прочно крепившегося корнями. Эх, зря я, наверное, взяла моду, сразу после прочтения за клавиатуру садится. Хотя: для чего иначе эти записи?)
"Пелко и волки". Семенова.
Хорошая вещь. Немного слабее Валькирии, но тоже хорошая. О том, как в дикой душе живет чуткое, и как сильна связь всего живого с матушкой землей. Не разорвешь - только в ноги поклониться можно. И поблагодарить за день и жизнь подаренные.
Немного грустно читалось в конце. Но когда взял воевода в руки гусли и начал складывать былины, шевельнулось в груди нежное и до боли родное...
Сотреть далее. Совершенно секретно:
"Как на далече-далече вo чистом во поли, (ля-минор. соль, си, до)
Тута куревка да поднималаси, (соль, фа, ми-и, ре...)
А там пыль столбом да поднималаси, (до. ля)
Выезжал во поле да Святогор-богатырь, (си...)
Святогор-богатырь - добрый молодец.
У Святогора конь да будто лютой зверь,
А богатырь сидел да во косу сажень,
Он едет во поли, спотешается,
Он бросает палицу булатную
Выше лесушку стоячего,
Ниже облаку да ходячего,
Улетает эта палица
Высоко да по поднебесью;
Когда палица да вниз спускается,
Он подхватывает да одной рукой..."
Все, все помню) Былина 1999 г.
Вспомнила про эту штуку. О книгах было написано оочень давно, а фотографию только нашла. Большая часть фотографий тех времен у меня в русско-народных костюмах. И это казалось совершенно естествественным и нормальным. Да мне и теперь так кажется)Апрель-Май:Апрель-Май:
"Таинственный сад". Френсис Бернетт
Это история о преображении. Эгоистичная девочка преображается через заброшенный сад и вместе с этим садом. Написано очень простым языком - обычно такой простоты мне бывает мало, но в книге это смотрится очень гармонично и легко. Хорошо читать, когда не хватает воздуха, зелени и когда происходят перемены внутри.
"Как роман". Даниель Пеннак
Книга о том, как привить детям любовь к чтению. Хороша в своей тематике - написано все увлекательно, понятно и доступно. Можно сразу применять советы на практике. При необходимости, буду советовать родителям. Но лично для меня в книге оказалось слишком много воды и повторений. И к концу это немного достало.Июнь:Июнь:
"Образование маленького дерева". Форрест Картер
Наверное, это одна из самых добрых и искренних книг, что я читала в последнее время. Повествование ведется от имени маленького индейского мальчика, которому показывают мир его бабушка и дедушка. И этот мир - живой, наполненный, одухотворенный. Сначала кажется, что книга очень-очень простая, потом начинаешь понимать, как много важного и глубокого есть в этой простоте. И становится очень-очень светло. Светло, хоть и плачешь на последних страницах...Июль:Июль:
"Самолет по имени Сережа". В. Крапивин
Трилогия "В ночь большого прилива". В. Крапивин
"Оранжевый портрет с крапинками". В. Крапивин
И традиционно, в июле меня тянет на Крапивина. Приятные вещи, но в этот раз сильного впечатления не произвели. "Самолет" прошел как-то мимо. "Прилив" и "Портрет" понравились больше, хотя начинать всем я бы посоветовала с других его книг. А вообще эти книги показались какими-то очень летними по цветам и ощущениям - насыщенно синий Прилив с вкраплениями изумрудно-зеленого, и огненно-рыжий Портрет. Лето, лето, море.Август:Август:
Трилогия "Танцующая с Ауте", "Расплетающие сновидения", "Обрекающие на жизнь". А. Парфенова
Одна из двух трех книг, претендующая на книгу года. Чуткое, взрывное, балансирующее, эмоциональное.
Это похоже на потоки цветного ветра, переплетенные друг с другом... А больше я ничего не скажу.Сентябрь:"Ключ от всех дверей". С. РолдугинаПеречитывала. В этот раз резало не настолько по живому. Значит, хорошо. Значит, заживает. Вообще интересно читать эту книгу, когда уже месяц висит на шее почти неснимаемый резной ключ... Для меня это роман о любви и глубоком одиночестве. Хотя вообще это невероятно живая, эмоциональная и веселая книга) С необычным и продуманным миром, Домом Камней, Зверей, Домом осени. Властью раскладов и интригами двора, шутовкой которого и приходится главная героиня - неподражаемая Лале Опал. И ее милый мальчик, Мило. Милый Мило... Наверное, эта вещь останется одной из любимых. Советовала и дарила книгу много раз - еще не встретила равнодушных
"Питер Пэн и Венди". Дж. М. БарриВ оригинальной истории Питер Пэн вовсе не беззаботный шалун, умеющий летать. Нет. Это довольно жестокий и самовлюбленный мальчик. Я впервые читала книгу в полной версии, не адаптированной для детей и максимально приближенной к оригиналу. И была порядком удивлена. Сама история оказалась намного глубже, чем я привыкла считать. Мне кажется, это история о мальчике, который боялся повзрослеть, и девочке, которая об этом мечтала. Нэверлэнд - остров детских снов, где воплощены все детские фантазии с индейцами и пиратами, феями и русалками, битвами и поражениями. Только Венди летела туда не потому что хотела сбежать от возраста. Наоборот, ее прельщала возможность "поиграть во взрослую". Стать "мамой" всем потерянным мальчикам. Называть их своими детьми, подтыкать одеяла, штопать носки и со вкусом и наслаждением сетовать на "свои старые кости". Выполняя все формальные стороны взрослости, как выполняют правила игры, но при этом не забывая, что все это - только игра. Для Питера же эта граница размыта. Для него игра и есть настоящая реальность, правила которой он придумывает сам. Нет никакой разницы между настоящим и понарошку - и почему другие дети не наедаются воображаемой едой? Она же была,
придуманная. А когда одна игра надоедает, ее можно заменить другой и забыть. Жизнь для него тоже игра. И когда кто-то из нее уходит, умирает, он просто забывает их - они ведь остались в другой игре. И только один раз он осекается и видит настоящую реальность, когда его желание соблюдать правила игры встают вразрез с желанием никогда не взрослеть. "Венди, мы же не настоящие родители, правда?.."
По-моему, трагедия Венди в том, что она полюбила этого мальчика. И стала воспринимать свою взрослость, как предательство вечно юного Питера.
Изначально я повелась на красивые картинки Р. Ингпена, и, по-моему, они тут необычайно подходят истории (всем советую это
издание).
Октябрь:"Тубурская игра". Макс ФрайПоследняя книжка зеленой серии - не могла же я не прочитать? На этот раз в роли рассказчика Нумминорих - второстепенный для меня персонаж, но все же. И тут ощущения делят книгу ровно на две половинки. Первая половина книги показалась мне очень нудной. Нуууудной-нудной. Зато вторая оказалась очень приятной, легкой, хорошей какой-то. Как будто летом от солнца просыпаешь и совсем не звонит будильник. Мне понравился Тубур со своими ветрами (есть в нем что-то от Кеттари, хотя он и совсем другой), мне понравились сны Тубура ("как будто живые, как будто ластятся..."). Вообщем, никакого глубинного смысла я не заметила, но почитать-поностальгировать оказалось весьма приятно.)
"Стража! Стража!" Терри ПратчетС этой книжкой у меня сложились довольно странные отношения. С одной стороны, мне понравился сюжет с филосовским подтекстом, понравилось, как искусно автор бравирует словами, складывая незначительные эпизоды в довольно глубокий смысл. Понравились персонажи Ваймс, Моркоу и, конечно же, красноязычие "библиотекаря". Понравилась постепенность в преображении персонажей и их установок. Станиславский сказал бы: "верю". И я бы тихонько поддакивала.
А с другой стороны с юмором Пратчета, который мне столько лет нахваливали, у меня не сложилось от слова "совсем". Повествование интересное, захватывающее. Но на протяжении всей книги, мне ни разу не захотелось засмеяться. Улыбнулась и то только один раз. Создавалось ощущение, что нужные строчки подчеркнуты красненьким и рядышком пометка стоит "смеяться тут". Отчего веселиться не хотелось и было скорее неприятно. Может, просто книга попалась не совсем в подходящий момент - не знаю.
Ноябрь: "Город и ветер" А. ПарфеноваЧитала от острой нехватки Парфеновой после Танцующей. Но герои "города и ветра" оказались совсем другими. Более сдержанными и, наверное, более мудрыми. Чувства главных героев - мастера ветров и госпожи адмирала - имеют свой цвет и свое ощущение. И такого оттенка я, наверное, не встречала ни в какой другой истории. Их привязанность друг к другу глубока. А доверие друг другу не исключает возможности, что любимый человек напротив тебя предает. И ты заранее принимаешь эту возможность, продолжая по-прежнему верить человеку. В этом есть что-то очень глубокое и мудрое, что я пока не могу до конца понять. Может, получится потом... Все повествование книги будто строится на тонкой границе между неполноценностью и чувством собственной силы, любовью и неверием, безопасностью и ощущением угрозы, где в каждый из полюсов присутствует одновременно, в каждый момент времени.
Понравилось появление в книге Аррека (вот знала я, с самого начала знала, что это он)) и прекрасных наследниц, больше напоминающих стихийное бедствие средней тяжести разрушений. И конечно же, понравился красивейший город Лаэссэ, где все отношения так неустойчивы и цельны. Хорошая книга, когда-нибудь обязательно перечитаю.
Декабрь:"Джонатан Стрендж и Мистер Норрелл" Сюзанна КларкНеобычная и очень английская книга о двух волшебниках, пытавшихся вернуть магию в Англию времен Наполеоновский войн. По ощущениям, эта книга - нечто среднее между Булкаковским "Мастером и Маргаритой" и учебником по истории за 7-11 классы.) Мисс Кларк столь мастерски смешивает реальные события и потусторонние, исторически достоверные и придуманные, что в какой-то момент ловишь себя на мысли, что не рискнешь отличать первые от вторых. А тем более озвучивать результат минимально образованному человеку. Лаконичный и очень отточенный язык, атмосферность, сдержанное, но точное описание характеров и антуража. А все, что пишут в аннотациях - ерунда.
"Он редко говорил о магии, а если и говорил, это больше напоминало урок истории, и никто не желал его слушать". (с)
Интересно, эти простыни текста вообще хоть кто-то читает?)))