22:49 

Книжный пост, 2014 г.

~Энни
Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря... (с)
Долго думала и решила все-таки продолжить книжный флэшмоб 2013 года. По крайней мере, пока не надоест или пока это будет хоть кому-то нужно. Так, книги оставляют другой привкус, более терпкий и запоминающийся.
Для того, чтобы оценить схожесть наших вкусов скажу, что люблю книги К.С. Льюиса, А. Парфеновой, Мариам Петросян, М. Фрая, Михаэля Эндэ, Ч. де Линта, Крапивина, Ролдугиной, Джулии Кэмерон и других. Если наши вкусы совпадают - рада. Если не совпадают - рада все равно :)

Январь:
Ролдугина С. "Зажечь звезду", "Тонкий мир", "Жертвы обстоятельств", "Все кошки возвращаются домой", "Трудный возраст"
(короче, весь Ар-Нейт + продолжения)

Летом случился душераздирающий разговор с сестрой по поводу роли книг и их "глубинного смысла". И на серии Арт-Нейт спор настиг кульминации - в первой книги (которая показалась мне очень ненавязчивой, веселой, игривой, но довольно стандартной) я этого глубинного посыла не заметила, на что сестра с жаром убеждала, что он есть и невероятно глубокий, но она не может со мной это обсуждать, потому что для этого надо прочитать всю серию. После этой фразы она каждый раз выразительно замолкала.
Меня заинтриговало. Я прочитала. Первый вопрос сестре был "прочитала. И че?". На что сестра ответила, что не помнит, что имела ввиду :D
А вообще, из всей серии мне больше всего понравилась книжка "Тонкий мир". Потому что там Дэйр и Ксиль! И их бесподобные диалоги, и они знакомятся, и вообще! Их отношения вражды-дружбы-соперничества-попечительства и отношения охотника и жертвы, где герои периодически меняются местами, совершенно прекрасны. И искренне хочется убрать куда-нибудь саму Найту - ее кавалерам и так скучно не будет, они найдут из-за чего поругаться)))
А вообще, если это роман о взрослении, то я не понимаю, почему с каждой книгой главная героиня становится все инфантильнее. Этим в последних книгах Найта меня сильно раздражала. Если это роман о другой фэнтези-культуре, то меня напрягает излишнее романтизирование всех шакаи-ар, которого в первых книгах не было. Мне понравилась книга "Тонкий мир" и отрывок-послесловие "Трудный возраст". Последние две книги мне не особо понравились - если бы не Ксиль с Дейром, не дочитать бы мне историю. Ролдугина как автор, имхо, намного сильнее этого цикла.

"Vita Nostra" Марина и Сергей Дяченко
Редкий случай, когда послевкусие от книги становится лучше вкуса.
Искреннее спасибо авторам за аннотацию. "Мы не станем раскрывать более ничего, но одно скажем: несмотря на некую мрачность фона, роман светлый и добрый. И героиня остается жива, даже более того." Конечно, очень необычный ход - ответить на главный вопрос прямо в аннотации, но при этом и очень умный. Это дает однозначное понимание весьма двусмысленной концовке.
Девочку Сашу Самохину принуждают бросить всю привычную жизнь, все дальнейшие планы и поступить в Институт Специальных Технологий, где никто не может объяснить, чему их, собственно, учат? Старшекурсники здесь больше похожи на калек, учителя - на тиранов, а обучение бессмысленно и жестоко. Но история не так проста и безжизненна, как кажется на первый взгляд. Авторы играют с читателями в игру, где задают векторы координат, чтобы иметь возможность сломать всю систему. И главная опасность здесь - по привычке начать воспринимать слова учителей, как истину и "урок жизни". Таким читателям будет сложнее "вырваться" в конце. Очень хорошо это прописал один из рецензентов Фанлаба (Дормиенс, третий комментарий к роману).
Книга читается быстро, почти проглатывается, но большую часть истории сохраняется атмосфера напряженного ожидания и предчувствия беды. Негармоничности. Порой очень неприятная атмосфера из-за неприятных бытовых подробностей. Но после последней страницы в душе становится красиво, и с тобой остается много уверенности и почти невероятной жажды действия. Хочется трудиться, прикладывать силы, стараться, хоть и может быть очень тяжело. Но постепенно будет становиться все понятнее и легче.
Забавно, что роман мне, действительно, понравился только на третий день уже после прочтения.

Февраль:
"Дом, в котором" Мариам Петросян
Перечитывала.
Когда дают почитать любимую книгу иногда говорят: "Я завидую, что ты будешь читать это впервые". А я не завидую. Потому что, действительно, не считаю, что читать ее впервые интереснее, чем во второй, третий и последующие разы. Хотя и по поводу "последущих раз" я еще не проверяла) Ну, ничего, проверю еще)) Книжка эта волшебна и я ее очень люблю, хотя восприятие очень меняется все разы, что я ее читаю. Более полно, эмоционально и куда более путано о книге я писала тут. В этот раз, похоже, поняла, почему некоторые люди могут считать ее страшной и по-другому посмотрела на персонажей, которые мне не нравились в прошлые разы. И это очень интересная возможность.

"Трикстер, Гермес, Джокер" Джим Додж
Воздержусь от комментариев. Это стоющая книга, которая мне не понравилась.

Март:
*жила по принципу "чукча не читатель - чукча писатель"

Апрель:

Макс Фрай "Сказки старого Вильнюса 2"
Покупала книгу только ради одного рассказа ("Какого цвета ваши танцы"), который читала в сети. На какой-то праздник Фрай опубликовала его в своем дневнике, как подарок читателям. И это - одно из самого трогательного, пронзительного и доброго, что я читала в последнее время. Если кто-то из вас его еще не читал (что маловероятно - слишком быстро он облетел всю сеть), однозначно рекомендую. Как говорю друзьям, протягивая книгу: "прочитайте ровно три первые строчки, а потом решайте...". В данном случае, этого более чем хватает, чтоб понять для вас этот рассказ или нет.)
Остальные рассказы у меня, к сожалению, не так пошли.

Макс Фрай "Ветры, ангелы и люди"
Ну, собственно, это сборник о... ветрах, ангелах и людях) Название расставляет все точки над "i". Только ветры тут иногда оказываются людьми, а люди - ангелами.
Эта книга нравится мне больше всех последних циклов про Вильнюс (которые у меня, к слову, не особо идут). И очень отличается по оттенку светлой грусти, которая так не свойственна рассказам Мартынчик о чудесах. И еще чувству потери, которое давно было запрятано и вытеснено, а теперь вышло вперед. Именно такую Фрай мне сейчас хочется читать. Но все кончится хорошо. Конечно. Чудеса остаются чудесами.

Ольга Громыко "Верные враги"

К.С. Льюис "Сказание об аде и рае"
Перечитывала.
Очень люблю эту книгу. Еще в самом начале Льюис говорит, что "меньше всего пытался удовлетворить любопытство тех, кого интересуют особенности загробной жизни". И ни в коем разе не выдает свое мнение за то, что ждет тех или иных людей после конца. В результате у него получилась притча не столько о смерти, сколько о жизни людей. Притча мудрая, насыщенная и глубокая, в которую ныряешь с головой. И до конца так и не выныриваешь. Здесь вы не найдете "чертей со сковородками" или царских врат. Здесь вообще трудно найти то, что представляется по названию. Льюис говорит другой терминологией и совсем другими образами, которые принимаются душой и кажутся понятными и близкими. В его метафоры я верю.
"Мна кажется, для тех, кто предпочтет землю небу, она станет частью ада, для тех, кто предпочтет ей небо, - частью рая". Льюис.

Льюис Кэрролл "Алиса в стране чудес"

Маркус Зузак "Книжный вор"
Историю воришки книг рассказывает тот, кто больше прочих путешествовал по нацистской Германии и блокадной России - Смерть. Но Смерть тут вовсе не уродливая старуха с косой, а мужчина, который принимает последние вдохи и осторожно уносит души на руках, прочь от этого мира. И его глаза отсвечивают всеми оттенками красок. Этого не сказано в книге, но не сомневаюсь, что это так.
Одна из этих красок - история Лизель Мимингер, девочки, которая спасалась книгами и с которой он встречался слишком часто. Кто-то ругает Зусака за дерзость того, о чем он говорит, а кто-то ей восхищается. Помимо уродства фашизма, он показывает хорошие и человечные стороны немцев, о которых не принято говорить, когда речь идет о второй мировой. Но как раз это и кажется правдивым. Не все немцы были за Гитлера - 90% из них искренне кричали Хайль Гитлер. Но оставались и еще десять. Они тоже салютовали, но лишь для того, чтобы выжить. Что они думали и делали при этом не имеет никакого отношения к словам. Одними из этих десяти процентов была приемная семья Лизель. Ее папа - несравненный Ганс Хуберман, ворчливая мать Роза. Макс, Руди... Такие живые характеры. Яркие своей не_идеальностью.
Очень интересно в книге прописано отношение к словам. С одной стороны - они значат все, могут уничтожить целую нацию или вдохновить на жизнь еврея, идущего в концлагерь. А с другой - они не значат ничего, потому что то, что стоит за словами, так часто расходится с их сутью. Ругань Розы, за которой стоит глубокая любовь и верность - хотя это еще и не ясно в начале книги. Заученное Хайль Гитлер, не несущей за собой ничего... Лизель любит слова. И их ненавидит. И ворует книги.
После конца истории, когда все же отплачешься и успокоишься, становится серьезно и тихо. Но это правильная тишина.

Май-Июнь:
Настроение - ветер. Перечитывала Парфенову - "Город и ветер" и трилогию "Танцующей".

Июль:
Парфенова "Ярко-алое"
Крапивин "Трое с площади Карронад"
Крапивин "Колыбельная для брата"
Крапивин "Мальчик со шпагой"

Август:
Макс Фрай "Чужак", "Волонтеры вечности" - перечитывала
Дж. Харрис "Пять четвертинок апельсина"
Это история о матери, которая не умела показывать свою любовь и научила этому детей: важного Кассиса, недалекую мечтательную Рен-Клод и строптивую Фрамбуаз. От лица последней мы и узнаем историю прошлых лет. После смерти мужа уже выросшая Буаз получает в наследство от матери один только дневник с ее кулинарными рецептами и обрывками мыслей. И призраки прошлого, которые преследуют Буаз большую часть жизни, становятся все реальнее. Действие книги по большей части разворачивается в оккупированной фашистами французской деревушке, когда герои были еще детьми и вместе с запахами сливовых пирогов, сидра и малинового ликера впитывали отношение к себе и к окружающему. И счастливым детством тут не пахнет. Если по материнским заметкам на полях дневника мы можем догадаться об ее чувствах к детям, то дети этого понимания лишены. И с каждым упреком и нагоняем озлобляются сами. Именно эта озлобленность (или даже жестокость), которая ощущается в самой манере повествования, мешала мне большую часть книги. Особенно в начале, когда сюжет затянут и перенасыщен деталями. Потом сюжет разгоняется, доходя до бьющего ритма финала. И становится понятным и обоснованным то, что героиня так долго растягивала завязку, будто бы всеми силами стараясь оттянуть неизбежное. Висевшее на стене ружье выстрелит - все детали сыграют свою роль, вписавшись в единую картину. И за раздражением почувствуется чувство вины, за резкость - потуги отгородить прошлое, за жестокостью - неумение добиться свободы, а за отсутствием любви... все то же отсутствие любви. Вместе с его почти болезненной жаждой и желанием вручить эту любовь любому, кто проявит хоть малейшую теплоту.
Книга написана красивым языком, насыщена запахами специй, фруктов и выпечки (не зря же эта книга относится к кулинарному циклу Харрис). Но чувства после истории остаются тревожные.

Сентябрь:
К.С. Льюис "Хроники Нарнии"
Перечитывала. До этого читала книгу только ребенком и подростком. И вот теперь... Я и не знала, что многие моменты в ней не понимала раньше во всей полноте. Льюис. Такой Льюис.
А о самой Нарнии можно говорить очень долго. Это книга для детей, умеющих видеть между строк, это книга для взрослых, забывших то, что знали в детстве. Книга написанная простым сказочным языком и общечеловеческим смыслом. Нарния учит быть Человеком.

Макс Фрай "Мастер ветров и закатов"

Октябрь:

Куча книг леди Фрай. Половина Лабиринтов и половина Хроник.

Эрик Берн "Игры, в которые играют люди"
Книгу эту читала долго. И долго обсуждала ее с знакомыми. Вместо рецензии на работу лучше вынесу сюда фрамент беседы по книге, который задел и впечалил меня больше прочего. Все, наверное, уже знакомы с разделением частей личности по Берну? Автор говорит, что в каждом человеке можно выделить три части: внутренний Ребенок, внутренний Родитель и внутрений Взрослый. Внутренний Ребенок отвечает за побуждения, непосредственное восприятие и много разных "хочу". Внутренний родитель - за назидания, принятые и насильственно усвоенные нормы поведения и восприятия. А Взрослый - за адекватность и отражение объективной действительности (никаких оценок - только факты). Так вот, возвращаясь к началу и эпизоду, который оставил самый большой след: задача внутреннего Взрослого - защищать внутреннего Ребенка от внутреннего Родителя. Когда внутренний родитель врывается в комнату ребенка и начинает орать и сыпать обвинения в лицо, от которых ребенок в силу возраста еще просто не может защититься, задача взрослого сказать: "так, спокойно. Сейчас мы выйдем с тобой, Родитель, и поговорим. И ты скажешь все, что хочешь сказать. А потом уж я сам решу, что передавать моему подопечному ребенку, а что нет". В роли комнаты - ваше внутреннее пространство. В ролях всех героев эпопеи - ваши собственные порывы.
Книга стоющая. Но, имхо, если не иметь возможности постоянно обсуждать ее с кем-то, можно впасть в уныние. И опять-таки, если читать - то вдумчиво, не програтывая абзацы.

Ноябрь:
Эрик Берн "Люди, которые играют в игры"
Крапивин "Трое с площади Карронад"
Одно из самого трогательного, что я читала у Крапивина.

Декарь:
Крапивин "Голубятня на желтой поляне"
Ролдугина "Ключ от всех дверей", "Ар-Нейт" перечитывала


@темы: Книжное

URL
Комментарии
2014-03-20 в 23:51 

Тай
прославлять Благодать
Ну я рискну таки спросить. Я сама Доджа не читала, а чего тебе не понравилось?

2014-03-21 в 00:57 

~Энни
Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря... (с)
Сме-елая)))
Это роман об организации отщепенцев. Всех тех, кто не вписывается в общие рамки, вне зависимости от общности их принципов с принципами организации. Тут есть разные люди - и наркоторговцы особого статуса, и люди с маниакальной идеей спасения мира, и убийцы, и философы. Разные. В основном секс-кайф-рок-н-ролл. И главный герой впитывает "культуру" разных слоев этой организации поочередно.
Я сказала, что книга стоющая, потому что дает колоссальное разнообразие опыта, которого (надеюсь) ни у кого из моих знакомых в жизни не будет. Который обогащает именно своим разнообразием (они все очень разные), показывает частично безобразную, но другую сторону. Плюс, есть хорошие мысли. А не понравилась, потому что, если вдуматься, все "отщепенцы" среди который есть по-настоящему умные люди, спускают свою жизнь в канаву. Все достоинства они не реализуют сами, как мне показалось. И все это оборачивается пустотой. Если у Де Линта, темное прошлое становится частью личности людей, от которого они не могут деться, но могут принять и надстраивать на этом жизнь, что-то новое, то тут остается просто ощущение пустоты. И остается вопрос: зачем тогда все это?..
Лично у меня по крайней мере сложилось такое восприятие.
Странно, у меня было устойчивое ощущение, что я у тебя ее как-то в виш-листе видела. Причем, по-моему, даже в выполненных)

URL
2014-03-21 в 11:35 

Тай
прославлять Благодать
А, понятно. Общая идея хороша, вопрос, с какой стороны она освещена.
Была, мне ее Флэш дарила. Но я не смогла ее читать и отдала дальше -_-

2014-03-21 в 13:31 

~Энни
Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря... (с)
Вот да. Меня изначально заинтересовала тема. И, учитывая намеки в истории, я ожидала, что она к чему-то приведет. К чему-то большему. А так... и то, чему его учили всю жизнь, в принципе оказалось бессмысленным.
Аа, ясно. Мне не понравилось, но то, что прочитала, наверное, не жалею. Парадокс. Иначе бы тоже бросила) Как, кажется, заброшу "Никогде", увы.

URL
2014-03-21 в 13:58 

Тай
прославлять Благодать
Вот это жаль, Никогде мне очень понравилась. Она вся пронизана этими чудесами, и конец там хороший и интересный.

2014-03-21 в 14:17 

~Энни
Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря... (с)
Эх. Ну, может, попробую все же прорваться через начало...

URL
2014-03-22 в 14:19 

Willow-n
Happiness is love =~.~=
Vita Nostra мне как-то подарили пару лет назад, не понравилось страшно. Ни через три дня, ни через три года просветления не пришло. Не помню уже, чем там все закончилось, но вот это измывательство над героиней..
Вообще у Дяченок половина книжек хороша, а от другой половины потом хочется долго отмываться с мылом. Полное ощущение, что тебя изнасиловали. Мерзко.

По Ролдугиной впечатления схожие, цикл слабенький. Еще повеселило решение любовного треугольника - я тогда два сериала с похожей же идеей прочла подряд. Чтоб никому не обидно, видимо, а то все больно хороши.
А ты бы с кем Найту оставила, если бы пришлось выбирать? :)

2014-03-23 в 01:03 

~Энни
Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря... (с)
Willow-n, интересно...
На самом деле, хорошо могу понять мнение - потому что я не зря написала, что послевкусие книги именно что лучше вкуса, и что роман мне понравился только через три после прочтения. Я не приемлю принуждения, которого в книге, будем говорить честно, много. Очень. Но тут мне повезло, что когда я читала, я начала читать именно с момента, когда она входит в институт (то есть почти треть книги в начале я благополучно пропустила))) Иначе бы точно продолжила. Посмотрела только потом. Собственно, большинство всего унизительного и противного, как я поняла уже потом, содержится там. Так что мне было намного проще. Я начала с того, что ей тяжело от нагрузки и бессмысленности материала, но она постепенно начинает находить удовольствие в этом. В полете, в крыльях. Ждет момента, когда будет возможность взлететь, и смотрит на красоту еще не осуществленных связей и образов. И в конце концов сама выбирает эту жизнь и финалом уничножает стериотипы, которые в нее пытались впихнуть. Отказывается жить в страхе.
И именно поэтому я написала, что авторы задают векторы координат, чтобы иметь возможность сломать всю систему.
Честно, если бы кому-то стала советовать книгу, обнозначно сказала бы так же не читать начала. Ибо противненько...
И забавно еще вот что: сразу после прочтения у меня было много жажды действия, но при этом я очень ругалась на книгу, а на третий день меня именно проняло. И я поняла, что концовку можно проинтерпритировать именно что двумя образами. Один из них неприятный. А второй, действительно красивый. Она становится возможностью открыть мир без страха, который в нее встраивали. Спойлер. И именно на красивую концовку указывают разные "ключи" в книге.

А какие книги тебе у них понравились? собственно, у меня многие их именно что не пошли по стилю.

У меня сестра просто невероятно любит этот цикл. Поэтому и прочла)) Решение любовного треугольника, правда, оригинальное. А про, с кем бы оставила... Не знаю, если честно, я не верю ее чувствам ни к одному, ни к другому( Особенно в последних книгах. У нее какие-то очень странные метания - поцеловал один, "оо, я чувствую, как к нему тянет, похоже, я люблю его". Поцеловал другой - "оо, как меня к нему тянет, похоже, все же его люблю".)))) Какие-то очень странные основания для выбора.))) Я читала, что это цикл о взрослении героини, но именно в этом я взросления и не вижу. Где появление осознанности и каких-то более глубоких личностных чувств? В этом она остается на уровне первой книги, где это еще смотрелось нормально, потому что она была младше и порывестее. Не знаю. Я верю тому, что они ее любят, но не чувствоала, что она любит их :)

URL
2014-07-03 в 19:59 

Тай
прославлять Благодать
А как тебе Верные враги?:)

2014-07-16 в 16:59 

~Энни
Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря... (с)
Тай, сорри за задержку, была совершенно уверена, что ответила Оо

Приятная книга с хорошим юмором. И читается легко) Для глубокого впечатления мне не хватило подсмыслов в сюжете, но прочитала с удовольствием. :)
Плюс к этому, люблю тему, когда вражда перерастает в дружбу. И тему целительста тоже очень люблю. А тут комплект)

URL
   

В поисках неба

главная